Автоматика для распашных ворот с открытием наружу
С точки зрения автоматики распашные ворота являются наиболее сложным объектом. Прежде чем поговорим об этом, поясним разницу ворот, открывающихся внутрь и наружу. Говоря «открытие наружу», подразумеваем ворота, которые открываются наружу со стороны закрытой территории. Как правило, при этом внешняя часть зоны распахивания ворот, не являясь территорией, временно этими воротами перекрывается. Ещё один момент – вся автоматика на распашных воротах при этом внутри закрытой территории.
Разновидность – ворота, открывающиеся в специально выделенные карманы, но это для России редкость и только недавно такие конструкции стали обычными для поселков частного сектора. Мы рассматриваем автоматику для распашных ворот с открытием наружу, где ворота полностью открыты на «чужую территорию». Мы имеем в виду такую ситуацию:
Обратим внимание на автомобиль «проезжающий» по дороге идущей мимо ворот – это распространённый случай. Теперь давайте по существу.
Что нужно сделать до того, как доберёмся до автоматизации ворот
Любая автоматизация, тем более, если собираемся всё делать своими руками, делится на три этапа:
- Как выбрать правильный комплект оборудования и как всё это установить (к этому позже).
- Что нужно предусмотреть для того, чтобы всё работало, а не создавало проблем, в том числе в плане нагрузки на электропроводку.
- А можно ли мне вообще что-то включить около ворот?
И подготовительный этап. Можно ли вообще на мои распашные ворота установить автоматику? Вот с этого и начнём. С того, как оценить, готовы ли Ваши распашные ворота на автоматику?
-
- Начинаем с того, что оцениваем зону, в которой происходит открытие ворот. Любой привод имеет инерцию, защитные датчики заблокируют створку, если что, но остановка будет не сразу, не мгновенной. Поэтому, прежде всего – никаких помех в зоне движения створок, особенно в зимнее время (снег и наледь это прекрасное препятствие для створок);
- Запас прочности петель и свободу хода створки в процессе открытия закрытия. Здесь особо отмечаем одинаковость хода обоих створок. Автоматика чувствительна к перекосам. Если створки будут открываться «не одинаково», защита будет считать, что возникло препятствие и блокировать раскрывание. Усиление петель необходимо потому, что усилие закрытия (именно закрытия) может быть значительным и с небольшими перекосами по плоскости створки;
На заметку. Понять в чём тут дело можно, если попробовать открыть калитку, держа её около петель, а не ручки. После чего попробовать закрыть её в таком же положении. Разница прикладываемых усилий будет отличаться в 2,5 раза.
- Запоры, засовы и прочее. Очевидно, что управление с пульта исключает висящий на воротах замок. Придётся выйти и его снять. Так что здесь придётся делать выбор – надёжность защиты от проникновения при помощи испытанных замков, или доверие к усилию привода, в закрытом состоянии не позволяющему отжать створку. Строго говоря, это самая главная проблема, которую имеет автоматика для распашных ворот с открытием наружу, кроме прочей физики;
- Калитка. Автоматика – это здорово, но всегда нужно оставить себе возможность войти или выйти, не раскрывая ворот. Сразу скажем наше мнение – калитка должна быть отдельной. Встроенная в створку калитка это сплошные недостатки. У кого-то может быть другое мнение, настаивать не станем.
На фото, кстати, пример ворот, открываемых внутрь.
Если мы все эти задачи решили или знаем, что будем делать, можно переходить ко второму этапу.
Приступим к автоматизации распашных ворот
Вернёмся к фотографии в начале статьи.
Тут видно, что привод рычажный, то есть имеет два колена. К тому же в створку встроена калитка. Это действительно самая сложная конструкция. Калитка утяжеляет створку (дополнительная силовая рама и пр.). Если посмотреть на фото это видно. Привод работает так: начинается поворот первого рычага, (створка широкая), когда «вылет первого колена рычага заканчивается, он продолжает поворачиваться, и в дело вступает второе колено, которое «до конца откроет» створку.
Здесь же мы видим два механизма, к которым подведено питание (трубы внутри которых кабели питания, а также управляющий блок справа с разводкой). На фото слева видно как укреплён на столбе механизм привода при помощи мощных закладных. Это как раз те самые усилия, нужные для закрытия створки. Для открытия усилия нужны меньшие.
Кажется всё? На самом деле мы кое-что упустили из виду. Найдите на фото замки или запоры. Изнутри их нет. Это – отличное решение для ситуации, когда Вы ворота оставите на некоторое время в запертом состоянии. Тогда запоры делаются снаружи и это должны быть надёжные запорные механизмы. На время отпуска можно будет запереть снаружи и открыть когда автоматические распашные ворота снова начнут использоваться ежедневно.
И ещё одна деталь на фото – смотрим на центральную часть, там, где створки смыкаются, внизу установлены стопоры. Они могут быть автоматами, для нашего климата, зимой сложно – нужно будет постоянно чистить, плюс лишние провода. В данном случае это механические стопоры, они то самое препятствие, уткнувшись в которое, автоматика, поставленная на распашные ворота, снимает усилие, понимая, что ворота закрыты.
На заметку . Преимущество механического решения такого стопора – возможность изнутри вертикальным засовом заблокировать ворота. Тогда их будет невозможно отрыть, не вынув запоры.
Теперь подберём наш комплект автоматики для распашных ворот с открытием наружу. Сразу оговоримся. Своими руками можно собрать и подключить что угодно, но для правильного подбора придётся обратиться к профессионалам.
Что придется учитывать
Нужно будет учесть:
- Возможности электропроводки, достаточную мощность сети , определённый запас мощности и некоторые другие детали, которые дадут продавцы после того, как Вы сообщите какие параметры у вас в сети;
- Вес каждой створки по отдельности. При этом придётся нарисовать эскиз створки (силовые элементы), причём в масштабе, для того, чтобы можно было подобрать длину того самого рычага;
Здесь комментарий. Посмотрим на это фото:
Очевидно, что массивные деревянные ворота с коваными элементами весят куда больше рамы, обитой профнастилом. Видно точку приложения усилия (она по-сути точка горизонтального равновесия створки как идеал взвешенности всей системы). И хорошо видно, какие использованы петли, которые, очевидно, способны выдержать и вес, и усилия открывания таких ворот.
Ещё один момент: обратите внимание на верхний запор на этих очень тяжёлых створках. Если не поняли, почему эта задвижка именно там, поясним. Это простая физика. При такой массе створки имеют большую инерцию. Один человек в состоянии не особо напрягаясь, просто раскачивая их (создавая колебания) за 15-20 минут создать такие усилия, что приводы просто не выдержат или не выдержат петли. Блокировка вверху не позволяет «толкать» только одну створку, создавая те самые колебания, опасные для конструкции.
- Если делаете распашные автоматические ворота своими руками с нуля, то сможете сэкономить, просто немного изменив конструкцию силовой рамы;
- Опциональный набор сигнальной автоматики. Это может быть просто проблесковый маячок жёлтого цвета, сигнализирующий о то, что заработала автоматика на распашных воротах, но это для ситуаций, когда открывающаяся наружу створка никому не угрожает. В остальных случаях необходимо предусмотреть все ситуации. Для этого понадобится план (тоже в масштабе) подъездной территории. В плане затрат это будет небольшая сумма, так что тут скупиться не стоит;
- Собственно говоря, блок управления. Управление только с пульта, с пульта и брелка авто, с мобильного телефона. Рекомендаций тут нет. Чем меньше открытых каналов открытия, тем надёжнее защита. Так что решайте сами. Стандартно большинство блоков управления позволяют несколько пультов и до 5-ти брелков разных машин. Удобнее всего брелок авто, но при таком выборе нужно будет следить за своевременной сменой батареек. Брелок ещё будет отпирать-запирать авто, но вот ворота уже открыть не сможет;
- Аварийный набор. Сюда отнесём всё, что относится к тому, чтобы автоматические распашные ворота можно было открыть своими руками без лома в случае отсутствия питания или выхода из строя какого-то узла.
Здесь основная рекомендация и немного подробнее. Кстати, если думаете что мы не в курсе экзотических решений, то зря. Мы в курсе:
Но считаем, что такие вещи уже совсем индивидуальны, хотя именно эти ворота явились отличным выходом в странной планировке участка.
Смотрим на то, что сделает привод при полном отключении питания . Есть модели, в которых полностью отключается приводная шестерня. Очевидно, что в этом случае створку откроет любой, просто потянув её на себя снаружи. Применимость – закрытые охраняемые территории, преимущество – более низкая цена. Поэтому на этот момент смотрим особенно внимательно, особенно если подозрительно недорого. Стандарт – ручное отключение, в том числе при помощи специального ключа. Здесь тоже рекомендовать не хотелось бы. Потеря такого ключа, это сложности с открытием ворот. А хранить его на крючке возле привода не самый разумный выход.
Всё включено, но потерян (забыт пульт и пр.). В этом случае есть несколько вариантов: от кодового открытия с панели (для дорогих комплектов), до процедуры открытия без управляющего блока. Вариантов много, просто обратите внимание именно на этот момент. Мы чаще забываем что-то, чем что-то ломается. Здесь рекомендация из личного опыта. Отключение управляющего блока и привода, что позволяет вручную открыть ворота. Автомат в доме, поэтому просто так не отключишь.
Выход из строя одного из приводов, управляющего блока и пр. Здесь есть варианты, позволяющие резервное управление (в случае блока управления, но это тоже не самые дешёвые версии), в случае привода, к сожалению, только ремонт. Так что – у Вас должна быть уверенность, что сервисный центр не особо далеко, что Ваша автоматика для распашных ворот с открытием наружу не древняя модель из Китая, которые уже лет пять никто не делает. И у Вас должен быть под рукой «ремкомплект». Иногда называется «ЗИП». Большинство выходов из строя привода это механика, а не электродвигатели.
На заметку! Обратите внимание, что ремкомплекты для левого и правого привода могут отличаться !
Теперь можно выбирать, но прежде чем будет заказывать доставку или ехать за покупкой, сделаем с десяток разных заказов в интернет магазинах. Делаем их не для экономии – всё серьёзно, мы же не знаем, у кого купим. Нам важно получить несколько различных спецификаций, которые мы будем сравнивать.
Как делать монтаж автоматики
Во-первых, в точном соблюдении всех правил безопасности и тщательно соблюдая все требования инструкции . Распашные автоматические ворота своими руками это не так сложно, но это будет непростая работа. Соблюдение правил нужно, чтобы не лишиться гарантийных обязательств.
Теперь по порядку:
- Вся питающая проводка должна быть в трубах, которые трудно перепилить и перерубить. Если закладка к столбам питания не сделана, начните с этого. Воздушка здесь самое неправильное решение .
- Вся проводка должна иметь резервные провода. Как правило, заземление не требуется, но всё равно – лучше два двужильных, чем потом копание участка в поисках пробоя.
- После сборки привода и подключения питания, все испытания проводим ДО монтажа на ворота. Лучше всего подходят обычные козлы. Привод можно прибить и включить. Козлы нужно зафиксировать лежа. Привод будет работать в вертикальной плоскости, и повешенный на него груз покажет его эффективность.
- Привод сначала жёстко фиксируем к створке ворот и «накерниваем на столбе». Это нужно для регулировки перекосов, которые могут появиться после нескольких циклов работы. Проще потратить пару часов на шевеление привода на столбе, чем на перенос петлей после его жёсткой фиксации.
Всё. Автоматика для распашных ворот с открытием наружу сделанная своими руками готова. Из практики это заняло 9-ть дней, но никто не подгонял и спешить было некуда. По окончании работ, держите под рукой всё, что нужно для аварийного открытия ворот, пока не убедитесь, что всё работает так, как нужно.
Источник: http://obelektrike.ru